Такое решение в первую очередь направлено на помощь чартерным перевозчикам с дальнемагистральными самолетами.
На сегодняшний день главная проблема отечественных авиакомпаний — отмена большинства пассажирских рейсов. Это стало причиной нехватки емкостей и повышения тарифов на транспортировку грузов. Поэтому для большинства авиаперевозчиков сохраняется проблема полной загрузки. И по прогнозам ситуация может оставаться неизменной до лета.
На данный момент общемировой рынок авиаперевозок грузов испытывает острую нехватку самолетов. Так, даже в Китае, который уже начал постепенное восстановление, не хватает почти 70 % воздушных судов. Причиной является приостановка регулярного сообщения между странами — большая часть грузов в различные государства до пандемии доставлялась в багажных отсеках пассажирских самолетов. Также возникла повышенная потребность в медицинских товарах.
Тарифы на грузоперевозки резко выросли в 4-5 раз. Например, стоимость транспортировки лекарств из Китая в США достигла $13 за 1 кг — в период высокого спроса в 2019 году цены на доставку подобных грузов были около $3-4.
С учетом того, что отечественные авиаперевозчики планируют в ближайшие недели перевозить медицинское оборудование, лекарства и другие требующиеся товары данной категории из Китая в крупные города России, Литвы, Польши и других государств Восточной Европы, такая финансовая нагрузка станет для них непомерной.
Поэтому российские авиакомпании еще в конце марта подали заявление в Росавиацию, в котором попросили дать разрешение на перевозку грузов в салонах пассажирских самолетов. Для этого нет необходимости переоборудовать авиасуда, что значительно упрощает процесс получения разрешения.
Некоторые компании уже получили его, смогли справиться с трудностями и загрузили свой парк. Например, «Волга-Днепр» транспортирует медицинское оборудование — сейчас доля товаров данной категории составляет более 50 % против 10 % в прошлом году. Еще в начале марта около ⅓ судов грузовой авиации простаивало из-за снижения производственных мощностей Китая. Теперь же, после получения разрешения, практически все самолеты выполняют доставку товаров первой необходимости. Весь апрель авиасообщение между Китаем и Россией работало без перебоев. Уже активно составляется план перевозок на май.
Сейчас проблемой авиакомпании «Волга-Днепр» стала нехватка пилотов. Однако она решаема — перевозчик готов воспользоваться услугами специалистов пассажирских авиакомпаний. Также владельцы отметили значительный рост тарифов на отечественные грузоперевозки. Это почти 45 % по сравнению с тем же периодом в 2019 году и 30 % — с январем 2020 года. Главным источником расходов авиакомпании стала дезинфекция. Более тщательная обработка судов, жесткий контроль безопасности для снижения рисков повысили себестоимость транспортировки.
Также Nord Wind начала доставлять грузы на 5 из 11 своих пассажирских самолетов. В подобном режиме работают Emirates, FlyDubai, Austrian, Korean Air. Даже если пассажирские перевозки не восстановятся в полном объеме до конца лета, спрос на грузоперевозки не уменьшится. Поэтому разрешение на транспортировку продукции первой необходимости в салонах чартерных самолетов позволит авиакомпаниям сохранить минимальную прибыль и продержаться до окончания запрета на международное пассажирское авиасообщение.
Теперь единственная сложность для авиаперевозчиков — длительные сроки получения разрешения китайских авиавластей. Однако эта проблема — ничто по сравнению с полученной возможностью на продолжение работы в условиях пандемии.