Если груз перевозится автотранспортом, при прохождении границы нередко возникают проблемы. И связаны они далеко не с документами, попыткой провезти контрабанду или снизить размер таможенной пошлины. Дело в банальном перегрузе машины. Если фактический вес груженого автомобиля превышает заявленный таможенным инспекторам на 5% и более, груз могут задержать, а перевозчику выписать штраф.
Перегруз - частое явление. Причин этому две: попытка сэкономить со стороны самих перевозчиков и банальная ошибка. Как же избежать ошибок и проблем?
Перегрузу уделяют много внимания по простой причине - дорожное полотно, эстакады и мосты общего пользования рассчитаны на определенную нагрузку. Если эту нагрузку регулярно превышать, дорога быстро износится и разрушится. На ремонт уйдут дополнительные деньги, а если речь идет о мосте, превышение нормы может привезти к настоящей катастрофе.
Чтобы предотвратить все это, на пунктах таможенного контроля все грузовые автомобили взвешивают. Те, чья масса превышает норму, могут просто не пропустить. Перевозчик не только заплатит штраф, но и будет вынужден искать дополнительный транспорт для "лишнего" груза, либо оставлять его на хранение. А это не всегда возможно.
По мнению специалистов компании WTS Group избежать проблем с таможенным оформлением при перегрузе не так уж и сложно. Важно учитывать несколько факторов.
Во-первых, учитывается общий вес автомобиля, вместе с водителем и его личным багажом, топливом и, разумеется, самим грузом. Например, если в стране, куда вы везете груз, максимально разрешенная нагрузка составляет 40 тонн, а ваш автомобиль весит, например, 15 тонн, вы можете взять до 24 тонн. Почему не 25? Прибавьте к грузу вес топлива и дополнительную нагрузку.
Во-вторых, учитывается нагрузка на каждую ось автомобиля. Даже если вес соответствует норме, но сам груз неправильно распределен на платформе или в контейнере, у вас будут проблемы на границе. Осевой перегруз является поводом к отказу на таможне. Исправить положение на границе можно, но не всегда. Например, если вы везете контейнер, который нельзя вскрывать во время транспортировки.
Наконец, в-третьих, в разных странах приняты разные нормы. Лимит для России (равно как и для Польши или Финляндии) равен 40 тоннам. В Украине - на 2 тонны меньше. Если этого не учитывать, ваш груз задержат на границе.
Если вы будете учитывать все эти факторы, вы сможете решить проблему заранее и избежите штрафов на границе.
Не всегда сам перевозчик виноват в том, что вес груза расходится с заявленным в документах. Во всех транспортных компаниях учитывают, что транспортное средство будет взвешено при прохождении границы, поэтому всеми силами избегают перегруза. Тем не менее, он случается. Причин несколько:
Погрешность дает большая часть механизмов, предназначенных для взвешивания автомобилей. Обычно это 1-2%. Эту погрешность учитывают сами инспекторы. Но рисковать все-таки не стоит.
Неопытные перевозчики допускают глупую ошибку, просто суммируя массу автомобиля и массу самого груза. При этом первое значение берется из мануала, то есть учитывается сухая масса грузовика - без моторного масла, других жидкостей и, главное, без топлива. А топливный бак у большегруза крупный - вплоть до 500 литров. Это приблизительно 500 кг лишнего веса, если вы заправились перед самим таможенным оформлением. К этому нужно прибавить запаску, автоцепи, багаж водителя, снег на крыше и колесах и многое другое. В результате получим лишние полторы-две тонны. Из-за них-то груз может просто не пройти досмотр.
Сам грузовик, прицеп, контейнер без груза нужно взвесить отдельно. Так вы получите реальные данные. Не стоит доверять информации в технических документах на все 100% - "погрешность" может составить до 1 тонны.
Погрузку лучше контролировать лично, делая так, чтобы нагрузка на каждую ось была в пределах нормы.
Все просто.
Для начала уточните нормы, действующие в странах, по которым будет проходить автомобиль. Берите минимальное значение.
Обязательно взвесьте пустой автомобиль с прицепом и контейнером, с полным баком, запаской и другими деталями, необходимыми в дороге. Прибавьте 300-400 кг дополнительного груза (от снега до веса водителя и его личных вещей). Только после этого определяйте максимальный вес груза, который вы будете перевозить.
При погрузке следите, чтобы нагрузка распределялась равномерно, соответствовала нормам, установленным в других странах. Загружать автомобиль полностью не стоит: оставьте 1-2 тонны в "запасе". Так вы точно пройдете весовой контроль без проблем.
Что делать, если вы все же допустили ошибку и перегруз?
Не переживайте, если перегруз небольшой - до полутонны. С таким обычно пропускают через границу.
Если перегруз на втором пункте оказался больше, а на первом вы прошли контроль без проблем, можете пригрозить инспекторам жалобой. Весы могут быть настроены неправильно, о чем знают и сотрудники таможни.
Если перегруз намного больше, вам придется отправиться за дополнительным транспортом, оформить дополнительные документы и заплатить штраф. Впрочем, его вы можете и оспорить.